Одним из популярных дорожно-строительных материалов при строительстве дорог по праву является асфальтобетон. Асфальтобетон - это уплотненная рационально подобранная минеральная смесь. Гранулометрический состав асфальтобетона состоит из таких каменных материалов как щебень или гравий, песок дробленый, песок мытый, минеральный порошок. Вяжущим материалом при изготовлении асфальтобетона используется нефтяной дорожный битум. В процессе его производства компоненты тщательно перемешиваются.
При дорожном и аэродромном строительстве самым распространённым материалом является асфальтобетон. Асфальтобетонное дорожное покрытие, если сравнивать с другими типами покрытий, обладает целым рядом положительных характеристик. Таких как его прочность, устойчивость к влиянию внешних факторов окружающей среды, гигиеничность. Имеет ровную поверхность и большой срок службы, высокоустойчив к резко континентальному климату города Алматы. Шероховатая поверхность асфальтобетона обеспечивает хорошее сцепление автомобиля с дорогой.
На прочность асфальтобетона влияют разные факторы, одним из них является уплотнение асфальтобетонной смеси, а также химическая (адгезия) связь между каменным материалом и битумным вяжущим. В случае плохой адгезии в асфальтобетонную смесь добавляются адгезионные присадки.
Одним из разновидностей асфальтобетона, препятствующего деформации дорожного покрытия, является щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Применяется при устройстве высоко нагруженных трасс. Поверхность покрытий из ЩМА характеризуются удобными и надёжными качествами, пониженным уровнем шума при движении автотранспорта. Многощебенистый каркас из щебня, обусловливает хорошую сопротивляемость покрытия сдвиговым деформациям. Большое количество битумного вяжущего замедляет его старение, уменьшает деформации, делает ЩМА долговечным материалом с более 10летним сроком службы.
ЩМА экономичен, если сравнивать его с другими видами асфальтобетона, так как его качество даёт возможность выполнять устройству дорог с меньшей толщиной слоя покрытия. Для строительства дорог потребуется меньшее количество этой высококачественной асфальтобетонной смеси.
Для сохранения потребительских свойств асфальтобетона необходимо строительные работы провести в определённом температурном режиме, а также соблюдать технологию устройства дорожного покрытия.